МАРИНА ФЕДОРОВА «Жить в Париже»

МАРИНА ФЕДОРОВА «Жить в Париже»
Счастливое слово «Париж» звучит рядом со словами «желание» и «жить». Написанное Маяковским «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва», мы безотчетно читаем, как «жить и жить в Париже». Жить в Париже может быть жестко, но сила желания и саму жесткость наделяет яркими и незабываемыми формами. Например, такими – их нашел Эрнст Юнгер для своего дневника «Излучения»: Париж, 7 мая 1943 Сюда я езжу весьма охотно на метро, поскольку оно во многих местах выходит наружу. Фронтоны белесых домов, кажущихся вымершими, настраивают на веселый лад; при взгляде на них во мне просыпается древняя маленькая душа ящерицы. …Едешь вдоль галереи скрытых натюрмортов, мимо столов, на которых стоят запотевшие бокалы и разрезанные дыни, в одном окне мелькнет женщина в красном купальном халате, раскрывающая новый роман, в другом – голый мужчина с окладистой бородой, размышляющий, уютно устроившись в кресле, о возвышенных вещах, или парочка, после любовной ласки угощающая друг друга апельсином. Париж, 27 мая 1944 Воздушные тревоги, налеты. С крыши “Рафаэля” я дважды видел, как в направлении Сен-Жермен поднимались мощные облака взрывов, а эскадрильи на большой высоте удалялись. Их мишенью были мосты через реку. …Во время второго налета, при заходе солнца, я держал в руке бокал бургундского, в котором плавала клубника. Город со своими красными башнями и куполами был окутан чудным великолепием, подобно чашечке, для смертельного оплодотворения облепленной насекомыми. Париж, 16 июля 1944. В просторной мастерской, перед циклом кувшинок, над которым Моне начал работать на семьдесят пятом году жизни. Здесь можно наблюдать творческий ритм кристаллизации и распада, приближающийся к синему Ничто, к лазоревой пене Рембо. …Глаз прозревает творческое дерзание и вместе с ним – оптическую мощь возвышенного распада и его мучений среди потоков струящегося света. Последняя картина располосована ножом». Художница Марина Федорова со свойственной ей смелостью или беспечностью молодости, взяла для своей третьей персональной выставки в галерее Д 137 вечную тему «Жить в Париже». Она провела в Париже обычное лето, однако камертоном для своих репортажных картин о городских улицах, вокзалах и метро выбрала, вернувшись в Петербург, черно-белый фильм Патриса Леконта «Девушка на мосту». Снятая в последний год ХХ века мелодрама Леконта представляет парижскую жизнь в мерцающем фантастическом свете ночных мостов и цирковых арен, которые, как только гаснут огненные краски, погружаются в призрачные сны. Это, конечно же, сны о чуде: о том, как из отчаяния через любовь и творчество можно сразу догнать счастье, и как потом его, не понятно почему, ничем не удержишь. Но если оно все-таки было, сверкнуло хотя бы раз, в воздухе остался его отсвет, одаряющий сиянием кого-то другого, незнакомого, может и тебя, каким ты себя еще не знаешь. Профессия главного героя фильма — метатель ножей; и с каждым клинком, вонзенным в цель, он стремительно приближается к точке исполнения своего жребия: и к пластическому совершенству, и к встрече со своей неутоленной душой. Сам Париж, обнимающий его воздухом Сены, благотворно перераспределяет энергии. Все достигнутые совершенства и радости здесь общие, они щедро открыты зрителям и участникам творческих поисков, переходят из рук в руки, позволяя, пусть и не навсегда, осуществляться чьей-то мечте. Марина Федорова ловит, как карманным зеркалом, отблески излучений городской среды, быстрым взглядом сканирует отражения в витринах, глянцевые постеры на станциях, игру огней в стеклах машин. Город отстраненно колеблется в сетях яркого света и ждет секунды, когда за экранами цветных вспышек, в разрезе единственного луча проявит себя еще один, новый образ жизни в Париже.

Е. Андреева