Михаил Розанов. Архитектура

Михаил Розанов (Москва).Архитектура (фотография).
Куратор — Андрей Хлобыстин. «Наблюдаемые явления зависят от вмешательства наблюдателя. (…) С этой привилегированной точки он имеет доступ к действительности, которую время и пространство, материя и энергия обычно скрывают от нас. Суть дела не в превращении металлов, а в превращении самого экспериментатора». (Жак Бержье, Луи Повель «Утро магов»). Михаил Розанов – звезда современной московской художественной фотографии. Он создал свой характерный стиль как в произведениях, относящихся к категории современного искусства, много лет сотрудничая с галереей «Айдан», так и в модной фотографии, работая для интернациональных изданий «Vogue», «Maxim», «Playboy», «Wallpaper» и др. Это уже четвертая персональная выставка Михаила в Санкт-Петербурге. Ранее его выставки «Пейзажи» (1995), «Цветы» (1997) и «Набережная» (1999) были представлены в Новой Академии Изящных Искусств. Будущий фотохудожник рано достиг известности, сыграв главную роль в фильме Сергея Соловьева «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989). Юношей он попадает в избранный круг богемы конца ХХ века. В начале творческого пути его старшими товарищами и учителями были Алексей Тегин, Тимур Новиков, Егор Летов, Петр Мамонов, Борис Гребенщиков. Изучение истории Средних веков в Московском Университете, занятия боевыми и изобразительными искусствами воспитали в Розанове благородный дух, стремление к возвышенному и прекрасному. Уже в самых ранних его произведениях нам явственны зачатки какого-то нового идеала, контрастирующего с социальной озабоченностью и иронией начала 1990-х. Темой его фотографических работ становятся цветы, стихии воздуха и воды, величественные образы архитектуры. Критики отмечали особый лаконизм его творчества, а в среде петербургского неоакадемизма он пользовался славой «Родченко Неоклассики» за изысканную конструктивность его композиций. Внутреннее равновесие и душевное спокойствие в сочетании с необычайной грацией, составляющие суть искусства Розанова, имеют источник не в современном и актуальном, а в принципах традиционного творчества. Оно сродни возвышенной поэзии рыцарей Прованса, или философической живописи главного японского мастера меча Мусаси, писавшего в XVI веке восходы в горах и птиц на цветущих ветках. Все искусства, которыми овладевал совершенный человек, основывались на внутреннем самоконтроле и духовном самосовершенствовании. Цикл черно-белых архитектурных фотографий, представленный в галерее «Д137», был создан Розановым в 2004 — 2005 годах. Снимки форматом 50х70, сгруппированные по три, образуют сбалансированные композиции. В них мощные ритмы колоннад спорят с небесами. Подобно тому, как создатель теории стиля, Винкельманн, видел блуждание истинного искусства по странам и эпохам, Розанов находит вдохновляющие его образы в самых разнообразных географических точках и памятниках разных столетий. Родственные друг другу по духу неоклассические архитектурные мотивы, образующие единый цикл, оказывается, сняты в Петербурге, Вене, Барселоне, Москве и Будапеште. Во втором зале представлены более «легкие» и «мягкие» произведения, где архитектура лестниц, балюстрад и куполов увидена сквозь дымку тумана и водную пыль фонтанов. В фотографиях Розанова нет ничего случайного, они романтичны, как грезы и одновременно решительно крепки своей внутренней структурой. Во всех деталях и во всей композиции в целом разлита гармония. Все здесь значительно и ясно. Этот художник не открывает новых миров и не смущает современников дерзостностью своих исканий: он стремится к высшему синтезу, к совершенству формы. Глядя на произведения Михаила Розанова вы испытываете совершенно особое облагораживающее чувство: радостное освобождение от всего мелкого и суетного вместе с приобщением к чему-то большому и светлому.
Андрей ХЛОБЫСТИН