Ранний Новиков. Работы Тимура Новикова 80-х годов.

Ранний Новиков (живопись, графика).Работы Тимура Новикова 80-х годов.
Куратор — Екатерина Андреева. К выставке издана книга: Тимур Петрович Новиков. Лекции. СПб.: Галерея «Д137», Новая Академия Изящных Искусств, 2003. Галерея «Д137» 14-го мая 2003 года представляет выставку «Ранний Новиков». День памяти Тимура Новикова 23 мая и празднование трехсотлетнего юбилея города сближаются символически: четверть века с 1978 по 2002 год Тимур Новиков моделировал историю искусства Ленинграда – Санкт-Петербурга. Свой Новиков был у поколения 1980-х – герой авангарда, один из создателей стиля ленинградского рока, «Популярной Механики», «Кино», фильма «АССА». Новый Новиков был в первой половине 1990-х – открыватель неоакадемизма, новых технологий производства классических образов, звезда первых постсоветских гламурных журналов. В середине 1990-х Новиков еще раз ушел за горизонт времени, как путеводное светило, как волхв-вожатый новой молодежи, которая будет ценить искусство серьезно, будет жить с особенным пафосом, товарищем иронии, вдумчиво, цельно и энергично. Так, собственно, и жил ранний Новиков в 1977 – начале 1980-х годов. Искусство Тимура Новикова этого времени мало кто знает из современных зрителей. Его помнят современники художника тех лет, а на выставках после 1985 года, даже на ретроспективе в Русском музее 1998 года оно почти не было показано. Тимур Новиков не включил его в ретроспективу не потому, что ранние работы художника проигрывают по сравнению с произведениями классических периодов, а от избытка материала: тогда едва хватило всего третьего этажа Мраморного дворца, чтобы показать самые известные картины, панно, коллажи, шелкографии, фотографии и гуммиарабики. Теперь, благодаря инициативе галереи «Д137», у нас есть возможность увидеть Тимура Новикова как живописца и графика, пейзажиста и портретиста. Импульс для работы над этой выставкой дала соратница раннего Новикова по группе «Летопись» Елена Фигурина, принеся год назад в галерею на поминки по Тимуру свои графические портреты его работы, сделанные в 1978-79 годах. Эти портреты, в той виртуальной степени, которая доступна искусству, развернули время вширь симультанной карты истории: искусство позволяет временам жить параллельно, превращая прошлое в настоящее. В портретах работы Тимура Новикова живы в длящемся движении линии модель и сам художник: мы осознаем, как модель меняется лицом у нас на глазах, пока художник с редкостной точностью и соучастием сознанию другого фиксирует ежеминутные перемены, вызванные внутренней жизнью. В портретах и пейзажах Новикова сохранено историческое качество местного времени – мы видим Ленинград рубежа 1970-80-х, вначале сумеречный декадентский город, позднее преобразованный силой художника в яркую революционную страну перемен. Ретроспективная составляющая в образе Петербурга, сильная с первого столетия его существования, придает местному времени совершенную форму сферы, объединяющую итоги и начала. Искусство раннего экспрессионистического Новикова – это то звено, которое соединяет весь ленинградский ХХ век в единую традицию от «Круга» к арефьевцам и дальше к 1980-м. В двух залах «Д137» можно увидеть около сорока произведений живописи и графики из собрания семьи художника и частных коллекций Санкт-Петербурга и Москвы. Новикову был свойственен промысловый подход к жизни: он ее не только исследовал и разрабатывал ее ресурсы, но и занимался ее усовершенствованием, рощением ее культурного слоя, эстетизацией социальной пластики, ради выявления сути, то есть промысла. Результаты его работы и художественной, и теоретической, как он сам к этому всегда стремился, обращены ко многим искателям жизненного смысла. Галерея «Д137» и кураторы выставки подготовили к открытию издание лекций, которые Тимур Новиков читал в 1990-х годах в Санкт-Петербурге и Калининграде, адекватно оформленное Олегом Котельниковым и документально проиллюстрированное.

Екатерина АНДРЕЕВА