Галерея «Д137», Арт-клуб «Д137»

Aрт Клуб Д137 ведет свою историю с 1996 года, когда открылся как галерея современного искусства Д137, которая впоследствии стала культовой. За этот период было открыто около 200 выставок, проведены интереснейшие  конференции, концерты, изданы многочисленные каталоги. Д137 сейчас продолжает активно работать и в 2024 году открыла   ассоциацию FABLE (Франция. Искусство. Красота. Свобода выражения).

История галереи

Галерея современного искусства «Д137» основана в Санкт-Петербурге в 1996 году. Название галереи происходит от одноименного дебаркадера, располагавшегося тогда на Крестовском острове, где и проходили первые выставки и концерты. С 2000 года галерея работала на Невском проспекте в доме 90-92, где в знаменитом подвальчике с кирпичными стенами в течение десяти лет проходили интереснейшие выставки и мероприятия — персональные выставки Тимура Новикова, Георгия Гурьянова, Владислава Мамышева-Монро, Эдуарда Люси-Смита, Ронни Вуда («The Rolling Stones») и других. Среди художников галереи как известные мастера, чьи работы находятся в крупнейших музейных и частных коллекциях, так и молодые петербургские авторы. В 2010 году преобразована в Арт Клуб Д137 и, наряду с выставочной деятельностью, проводит различные художественные (в том числе и благотворительные) акции, круглые столы, кино-показы, посвященные вопросам современного искусства, творческие встречи с художниками и деятелями культуры, концерты, издает каталоги и книги по искусству.
Директор — Ольга Остерберг.

Выставки на дебаркадере Д137

На дебаркадере Д137 проводились выставки, музыкальные вечера, творческие встречи. Это были вернисажи одного дня, а галерея работала в закрытом режиме. Посещение было возможно только по предварительной договоренности. Из наиболее интересных событий тех лет можно отметить выставку «Митьки Революшен», посвященную 80-летию Октябрьской Революции, и выставку к 100-летию психоанализа, которую посетила делегация американских психоаналитиков. Тимур Новиков провел на дебаркадере бал Новой Академии Изящных Искусств «Восток запад»

Д137 на Невском

Первые выставки были поисками идентичности. Из интересных событий 2000-го года была установка перед входом в галерею скульптуры Египетской богини, автором которой был Дмитрий Каминкер. Скульптура была затянута в прозрачную пленку, внутри была сделана подсветка синего цвета, а в темноте с крыши соседнего здания на нее еще направлялся прожектор.

В 2001 году, со сборной выставки неоакадемистов «Санкт Петербургская Светопись», началось сотрудничество галереи с Тимуром Новиковым. Затем было проведено несколько «круглых столов», выставка «Образ Тимура Новикова в русском искусстве последней трети ХХ столетия» и последняя прижизненная выставка Тимура Новикова «Воздухоплавание и мореплавание». Д137 показала почти всех художников Новой Академии Изящных Искусств и художников, близких к ней: Ольга Тобрелутс ,Егор Остров, Айдан Салахова, Андрей Медведев, Эдвард Люси-Смит, Стас Макаров, Михаил Розанов, Александра Федорова и другие.

Особенная дружба у галереи сложилась с Георгием Гурьяновым, художником и музыкантом легендарной группы Кино. Сотрудничество продолжалось на протяжении десяти лет, и были проведены три персональные выставки в Д137, а так же выставка в XL галерее (Москва). Работы Георгия выставлялись на стенде Д137 на международных ярмарках современного искусства в Москве и Берлине и всегда пользовались неизменным успехом.

Благодаря сотрудничеству с московской галереей XL были показаны в Петербурге две персональные выставки Владислава Мамышева- Монро, а также выставки Олега Кулика и Константина Звездочетова.
Галерея постоянно работала с Сергеем Сергеевым, Георгием Гурьяновым, а также с молодыми художниками — Юлией Косульниковой, Сергеем Сапожниковым, Мариной Федоровой и другими.

Д137 активно участвовала в международных ярмарках современного искусства — Арт Манеж’2000 , Арт Москва’2002 – 2007, 2008( в параллельной программе), Art Forum Berlin’2002, Arte Fiera’2006 в Болонье(Италия), Art Vilnus’2009.

Галерея много работала с художниками-музыкантами. В 2007 году, во время гастролей «The Rolling Stones» в Санкт-Петербурге, в Д137 прошла выставка Ронни Вуда, художника и знаменитого гитариста «The Rolling Stones». Именно Ронни Вуд выбрал местом проведения выставки галерею Д137. Также состоялись выставки Николая Копейкина, музыканта группы НОМ, и две выставки медиа-художника, музыканта и экстрасенса Пахома (Сергея Пахомова ).

Помимо большого числа замечательных выставок Д137 проводила и кинопоказы, презентации книг по искусству, многочисленные круглые столы и творческие встречи, публиковала материалы по ним, издавала каталоги и книги. Галерея имеет благодарности от Государственного Русского Музея за «существенное дополнение в раздел современной живописи Санкт-Петербурга», от конкурса молодых художников «Ориентиры», дипломы от международного фестиваля Сергея Курехина SKIF и от Новой Академии Изящных Искусств.

Среди многочисленных посетителей Д137 были музыканты Брайан Ферри, Девид Бирн, Пи Джей Харви, культовые режиссеры Иос Стеллинг, Александр Сокуров и Алексей Герман, актриса Хелен Миррен и режиссер Тейлор Хекворд.

В 2002 году галерея была признана лучшей институцией года в «Обзоре художественной жизни Санкт-Петербурга», а также, газета «Известия» присудила Д137 второе место в рейтинге лучших арт-проектов года.

Галерея много работала с зарубежными представительствами — с Немецким культурным центром имени Гете в Санкт-Петербурге, с Институтом Северных стран, с консульствами Великобритании, Финляндии, Германии, США, в результате чего город увидел ряд уникальных проектов.

Галерея Д137 имеет благодарности от Генерального консула ФРГ Ульриха Шёнинга за поддержку проекта Генерального консульства по пропаганде современного изобразительного искусства Санкт-Петербурга в Германии, а также от Генерального консула Франции Паскаля Мобера.

Арт Клуб Д137

В 2010 году Д137 изменила концепцию и преобразовались в Арт Клуб Д137, что дало возможность выйти за узкие рамки галерейного бизнеса и осуществлять проекты в различных областях, связанных с искусством — издание книг, арт-терапия, музыка и другое.

В 2011 году Д137 сменила адрес, и осуществила еще несколько незавершенных проектов в помещении на Звенигородской улице. Нужно отметить выставки Сергеева Сергея, Григория Ющенко, выставку коллекции современного искусства журналиста и музыкального критика Артемия Троицкого и фотовыставку и кинопоказы, посвященные Марлен Дитрих.

Для характеристики деятельности Арт Клуба Д137 Артемий Троицкий предложил термин «клуб внеактуального искусства», подразумевая то, что галерея не стремится находиться в рамках, отделяющих актуальное искусство от всего остального, ее деятельность намного шире, а выбор свободнее.

Направление Д137 можно охарактеризовать как художественное. Это искусство, в котором есть творчество, исследование, индивидуальность.

Именно формат Арт Клуба позволил осуществить проект Кресты, выставку-исследование на тему свобода- несвобода, предательство-верность, правда-ложь. Выставка была проведена в Санкт-Петербурге в следственном изоляторе №1 Кресты для заключенных и сотрудников. По отзывам, это событие на месяц создало невероятно мягкую атмосферу в тюрьме.

Из интересных проектов — выставка Сергеева Сергея Капча, в рамках которой прошла презентация книги культового профессора-психиатра Виктора Павловича Самохвалова «Философическая интоксикация», а также проект-исследование Боуимания, посвященный памяти великого музыканта, который начался в 2017 году и продолжается до сих пор.

Отзывы о Д137

Галерея современного искусства Д137 ведет свою историю от дебаркадера, пришвартованного на Средней Невке: там проводились первые party, на которых встречались экспоненты, клиенты и зрители будущей галереи, там же началось формирование коллекции. Этот ковчег, вкупе с совсем немногими другими частными инициативами практического плана, способствовал тому, что в трудные девяностые питерское искусство оставалось на плаву. Население ковчега, как ему и положено, попав на сушу, приумножилось и укрепилось: появилась галерея на Невском, а затем и Фонд поддержки некоммерческих художественных проектов, вокруг них сложился устойчивый круг художников и интересантов, пришло время и экспансии – галерея активно осваивает московские и международные выставочные площадки.

Но сначала – о специфике бытования галереи в Санкт-­Петербурге. Д137 появилась на свет, когда завершился первый, романтический период российской галерейной истории – короткий, но чрезвычайно насыщенный. Эта история писалась с чистого листа, и писалась главным образом в Москве.

Молодые московские активисты новорожденного галерейного дела в начале 90-х достаточно зрело отрефлексировали свои функции, полномочия и задачи. Их оказалось очень много – поле было невозделанным. Главное, необходимо было внедрить в общественное сознание сам предмет актуального искусства. Далее, нужно было как-то социализировать этот предмет. Наконец, галереями была поставлена задача установления иерархий в самом теле актуального искусства. И хотя на первых порах они шли по стопам уже установившихся (установленных самими художниками и деятелями московского концептуализма) иерархий, постепенно они вышли за флажки: ввели в обиход современного искусства новые имена и явления. Первый этап деятельности галерей актуального искусства видится мне в исторической перспективе как цельный культурный дискурс: единый язык, единый народ (аудитория), единое информационное, операционное, бытийное поле. Комплекс задач, стоявших перед галерейным делом, был выполнен. В кратчайшие сроки были поставлены и частично реализованы задачи, на решение которых на Западе ушли все послевоенные десятилетия (частично – ибо экономическая составляющая галерейного дела до сих пор далеко отстает от прочих).

С одной стороны, все это облегчало Д137 дело: тип современной галереи актуального искусства как полифункциональной, сбалансировано культуртрегерской и коммерческой институции был уже предъявлен обществу и даже проверен на практике. С другой, затрудняло: московский культурный дискурс в силу своей успешности и описанной выше цельности был агрессивен и настроен на экспансию. Галерейное дело в Питере в силу понятных экономических причин явно запаздывало (в отличие от музейного – музеи у нас в плане репрезентации актуального искусства явно опережали московские). Был велик соблазн дублировать московские подходы, смириться с положением младшего брата. Соответственно, велика была и опасность, избегая этого соблазна, выбрать в качестве нашего «ответа Чемберлену» направление не сомасштабное и принципиально не актуальное, тем более что традиционалистский миф в городе чрезвычайно силен.

Первые выставки Д137 репрезентируют поиск идентичности: галерея нащупывала свою нишу, свой предмет. Естественно, О. Кудрявцева (О. Остерберг) обратилась к именам, состоявшимся еще в период андеграунда: Е. Фигуриной, В. Герасименко, Сергееву С., А. Васильеву, Митькам. Эта линия продолжает оставаться для галереи актуальной, однако подобный историко-культурный нонконформистский акцент (ощутимый, несмотря на то, что все перечисленные ветераны движения были представлены новыми вещами) в качестве главного был недостаточен. Другим направлением, так же долговременным и стабильным, явилась репрезентация психоаналитического вектора петербургской культуры (выставки и конференции, проведенные совместно с Восточно-Европейским институтом психоанализа и без него). С самого начала галерея ощущала и жизненную необходимость международного контекста: отсюда показ японского современного искусства и постоянное сотрудничество с немецкими и финскими художественными институциями. Но, видимо, свою креативную и свою «питерскую» идентичность галерея нашла, обратившись к новому русскому классицизму и к фигуре Тимура Пет­ровича Новикова. Наше искусство 1990-х гг. – сегодня уже очевидно, что это не манифест, а историко-культурная реальность – маркировано практикой и идеологией Новой академии, на исходе десятилетия трансформировавшихся в концепцию нового русского классицизма.

Художник выдвинул в качестве эстетического ориентира, причем вполне радикально и патетично, априорно внеположный постмодернистской ментальности культ Прекрасного, Возвышенного, Классического.

Разумеется, культ, практикуемый мастером и его сподвижниками, достаточно многомерен. Это и античный идеал Прекрасного, и его производные – от ренессансного до всякого рода имперских, вплоть до академизма тоталитарных империй нашего столетия. Но это и маньеризм и вообще «декадентские» версии Прекрасного, с завидной цикличностью повторяющиеся в европейской культуре. Вплоть до китчевой, «кемповой» версии Красоты, столь актуальной для художественной культуры последних десятилетий – от Д. Кунса до Пьера и Жиля. Впрочем, особенно привлекательно для неоакадемизма собственно «декадентство», маркированное фигурами Оскара Уайльда и фон Глодена, и в собственно визуальном, и символическом смыслах иконизированных Новиковым.

Т. П. Новиков, пожалуй, единственный из питерцев смог выстроить альтернативу достаточно логично развивавшемуся в этот же временной период московскому концептуальному и постконцептуальному проектам. Это был тип культурного деятеля-репрезентатора, выхватывающего из массы индивидуальных художественных воль единый стержень, вектор единонаправленного движения. И способного показать и художникам, и публике, что это именно тот вектор, по которому они и сами хотели двигаться, причем к тому плацдарму, который им необходим и на котором они только и могут устоять. Дягилевский тип. Исторически осложненный филоновско-малевичевским опытом с их культом профетического, жизнестроительными амбициями
и азартом созидания институций. Впрочем, в новиковском случае осложнение не вызвало последствий – хватало чувства юмора.

Словом, галерея, «выйдя» на Новикова, должна была выработать свою стратегию по отношению к его творческой и «профетической» деятельности. Тимур сам был, как уже отмечалось, великим репрезентатором. Галерея могла бы стать инструментом, рупором его репрезентаторской активности. Однако с ролью инструмента, tools, Д137 мириться не собиралась. Она претендовала на роль «репрезентатора репрезентатора». И, как показала выставочная практика, эти амбиции были реализованы.

Галерея показывала конкретные проекты Новикова, делала даже омажные жесты в сторону художника (выставка портретных изображений Новикова). Удачной и оставшейся в культурной памяти города была выставка «Петербургская светопись». Новиков в поисках адекватных своей доктрине выразительных средств, проводил своего рода инспекцию ретротехник и технологий. Следствием этой инспекции явился интерес к старым «пикториальным» техникам фотопечати, разделенный целой группой художников. Упомянутая выставка актуализировала этот интерес, закрепила его в качестве важной линии современной фотографии. Но главным оставался показ тенденций, «произраставших» из новиковской эстетики, но пробивавших собственные маршруты, иногда даже подвергая эту эстетику критическим процедурам. Таковы были выставки произведений Г. Гурьянова, О. Тобрелутс, В. Мамышева-Монро, генетически связанных с новым русским классицизмом, но избравших абсолютно самостоятельное развитие. Излюбленным коньком Д137 остается поиск явлений, институционно, установочно и даже хронологически никак с новым русским классицизмом не связанных, но, тем не менее, артикулирующих его присутствие в современной художественной культуре. Средствами выставочной репрезентации выявляются не причинно-следственные связи, а нечто другое: некие культурологические рифмы и созвучия. Именно таковыми мне представляются выставочные проекты москвичей А. Салаховой, А. Вертинской, британского искусствоведа и фотографа Э. Люси-Смита.

Что ж, Д137 вот уже десять лет уверенно гнет свою линию, и эта линия связана не только с репрезентацией нового русского классицизма и зарифмованных с ним явлений. Гибко выбирает себе союзников (альянс с галереями Айдан и ХL),

и тогда на ее стендах появляются О. Кулик и К. Звездочетов. Ищет новые имена – я бы назвал весьма многообещающим дебют М. Федоровой. Осваивает, как уже говорилось, международные выставочные площадки. Словом, осмысленно осуществляет культурные функции передовой, актуальной галереи. Другая история, что подобных – продвинутых – галерей у нас в Питере – раз-два, и обчелся.

Александр Боровский
заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея. 2006


Я познакомился с Ольгой Кудрявцевой (Остерберг) лет пять назад. Сначала Айдан Салахова привела меня в галерею Д137, а уже следующим летом я был приглашен в принадлежащий мужу Ольги плавучий дом, где Томас Кренс и члены совета попечителей фонда Гуггенхайма собрались вокруг красного рояля, чтобы насладиться прелестью белой ночи в изысканной артистической обстановке.

Д137 – одна из двух галерей северной столицы, о которых постоянно говорят на западе. Очень часто галереи исчезают, едва успев появиться, однако Ольга обладает порази­тельной профессиональной хваткой и безошибочным вкусом. Я навсегда запомню выставки таких легендарных фигур современного искусства, как Тимур Новиков (чьи работы выставлялись неоднократно), Олег Кулик, Александра Вертинская, Георгий Гурьянов, Эдвард Люси-Смит, Айдан Салахова, Владик Мамышев-Монро и др.

Д137 неоднократно участвовала в международных арт-­ярмарках, что еще раз подтверждает статус галереи как серьезного участника рынка современного российского искусства.

Я сердечно поздравляю Ольгу с десятилетием ее замечательной галереи (которая хотя и расположена на Невском, но при этом надежно укрыта от посторонних глаз) и надеюсь, что заслуженный успех будет и впредь сопровождать все ее начинания.

Ник Ильин
директор по развитию в Европе и Средней Азии
Фонд Соломона Гуггенхайма. 2006


К десятилетию галереи Д137 хотелось бы назвать десять достоинств этой славной галереи, но так как достоинств у Д137 гораздо больше, остановлюсь на трех исторических заслугах. Во-первых, Д137 выбрала своим героем самого значительного из современных художников Петербурга Тимура Новикова и не только показала несколько его выставок, но подготовила издание его лекций. Во-вторых, Д137 превосходно и постоянно представляет многих известных петербургских художников в Москве и на Западе. В третьих, Д137 выполняет музейную просветительскую функцию, привозя к нам таких замечательных мастеров московской арт-сцены, как, например, Константин Звездочетов или Владислав Мамышев. И еще скажу, что всегда радуюсь и испытываю благодарность Д137 за то, как изысканно и демократично здесь проходят встречи самой отборной художественной общественности.

Екатерина Андреева
ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея. 2006


Галерея Д137 – идеальный партнер!

Елена Селина, XL галерея. 2006


Во всем, что касается современного искусства в Санкт-Петербурге, наш выбор – это галерея Д137. Две замечательные картины Сергеева Сергея, приобретенные нами в Д137, задали тон нашей новой нью-йоркской квартире.

Тайлор Хэкфорд и Хелен Миррен. 2006


Бывал я во многих галереях, но другой такой душевной и уютной, как Д137, мне в жизни не попадалось. Большинство этих заведений – холодные, функциональные, белые стены, больничный свет… «Пространство», б…ть. А если не операционный кабинет, а что-то более человеческое – то обязательно душноватое, захламлённое, как квартира старого интеллигента. В изначальном помещении, на барже Д137, я, к сожалению, не бывал, но не сомневаюсь, что там было изумительно: кругом вода, узкие окошки, лёгкая качка… Я говорю о помещении на Невском 92, в подвале со сводами. Волшебное место! Однако мало одного центрального расположения, исторического здания и загадочного лабиринта зальчиков – всю эту прелесть надо ещё заселить картинами, художниками, милыми людьми. У Ольги это получилось гениально.

Я не знаю, есть ли у Д137 какая-нибудь эстетическая концепция или философский манифест. Подозреваю, что нет. Стилистической направленности точно нет – сплошная эклектика. При этом у всех (по крайней мере, известных мне) проходивших там выставок был один трудноуловимый общий знаменатель. Они представляли настоящих художников, вне зависимости от известности и цены – а не конъюнк­турщиков. Там всегда были работы для искренних любителей искусства, а не для выхолощенных критиков, кураторов и арт-чиновников. Эти выставки были тёплые, занятные, провокационные, ни в коем случае не скучные. Заметьте: я говорю строго об экспозициях, а уж грандиозные тусовки в Д137 – это вообще отдельная тема и культурный феномен… На Звенигородской тоже было хорошо, но – в силу банальности помещения – не так уютно. И там, кажется, не было каморки директора, где всегда можно было присесть к кому-нибудь на коленки и выпить.

Откуда такая уникальная атмосфера, сенсационность и великие художественные достоинства? От Ольги Остерберг, в первую очередь. Она не только обладает отменным художественным вкусом и правильной интуицией, она и художников любит по-честному, и человек хороший. Бывало, поначалу мне не нравился её выбор, но потом, задним числом, я всегда признавал: она права, талант налицо! И то, что сейчас, на 20-м году, славная деятельность Д137 почти свёрнута – симптом печальный и тревожный, причём для всех. Это значит, что и поле авторов поредело, и пыл коллекционеров угас, и вообще грибок грёбаного кризиса, поразивший страну и общество, добрался и до холстов с маслом… Желаю, чтобы историческая галерея с её прекрасным кормчим немедленно воспряли! А вслед за ними и всё остальное.

Артемий Троицкий, журналист и музыкальный критик. 2018


Галерея Д137 представляет высокую петербургскую традицию художественного новаторства, которое всегда осуществляется в рамках приверженности классическим ценностям. В этом сочетании нет ничего неожиданного: история и архитектура Петербурга, одного из красивейших городов мира, не могут не внушать художникам подлинного уважения к классике. Представлять выставку своих фотографий в столь изысканной среде было для меня большой честью.

Эдвард Люси-Смит
арт-критик и автор многочисленных книг по современному искусству. 2006


«Д137» – сама по себе произведение искусства и – одновременно – место встреч – как былой «Сайгон». Придя туда – не помним когда – буквально с улицы, мы испытали тревожно-умиротворяющее чувство узнавания незнакомого места. Вроде бы, галерея как галерея, управляемая строгой Королевой и образцово-артистичным Королем. Но Королева излучала несвойственное самодержцам родственное тепло, а Королем притворялся Хрупкий Белый Герцог. Та же волшебная двойственность отличает «выставочную политику». «Д137» не следует моде, а своевольно создает ее, выставляет модников хулиганами (в лучшем смысле слова), обнажает ранимые души хулиганов записных и заставляет верить, что арт – никакой не арт, а искусство.

Марина Кронидова, искусствовед
и Михаил Трофименков, писатель, историк. 2018


Кажется, выражение «must see» стало популярным в русском языке позже, чем ему начали следовать в петербургском сообществе применительно к событиям галереи «Д137».

В начале 2000-х именно «Д137» воспринималась как пространство не просто модное, обязательное для посещения людьми неравнодушными к искусствам, но и как центр культуры.

Высокое качество представления проектов и сообщество причастных к ним художников, незаурядных арт-персонажей, статусных персон всегда выделяли галерею как место формирования тенденций, наблюдения за вкусами, как территорию рождения новых имен. Галерее и ее идеологу Ольге Остерберг удалось создать особую среду, в которой проявлялись и приживались и крупные, и редкие, и маститые, и нежные представители мира искусств. Уважение к ценности их высказываний – независимо от авторского способа и стиля – всегда определяло эту жизнь. И эта глубина и даже фундаментальность мотива позволяет воспринимать Д137 как явление, масштаб которого не исчерпывается конкретным адресом, и может многое рассказать о самом времени.

Ольга Разина, автор телепроектов, продюсер. 2018