Айдан Салахова. Хабиби

Айдан Салахова (Москва). Хабиби (живопись, графика).
Айдан Салаховой давно прилепили ярлык защитницы красоты и красавицы. Оба утверждения справедливы, но они не объясняют в полной мере сущность ее искусства. Пятнадцать лет назад она делала достаточно брутальные картины с фаллосами и вагинами, потому что хотела отличаться от остальных. Десять лет назад, когда российские радикальные художники заполнили все гениталиями и задницами, она обратилась к чарующим одалискам. Когда критики приписали Айдан к петербургской школе неоакадемизма, она вновь стала делать другое искусство. Инсталляции с живыми моделями, прекрасные и соблазнительные одалиски на столах, ломящихся от фруктов; пустая занавешенная ванна с атмосферой хичхоковского «Психо»; вызывающие мучительное ожидание живописный портрет беременной модели, с видеозаписью той же модели проецируемой на холст. Позднее Айдан сделала радикальный поворот к мусульманским корням восточной красоты. В провокативной видео инсталляции «Кааба» красивые, грустные, радостные, смеющиеся, искусительные женские глаза смотрят из укутанного черной тканью большого куба, заставляя вертеться в исступленном танце видеопроекции суфиев на стенах. Своей новой выставкой Айдан освежила любимую тему одалисок. Роскошные женщины в классических позах на богато декорированных ложах соблазняют и радуют глаз, поражая красотой, хотя и скрытой богатыми драпировками, но от этого еще более вожделенной. Как честный художник, Айдан добавляет альбомные рисунки в персидском стиле. Скрыв лица за чадрой по исламской традиции, женщины обнажают нижнюю часть тела, демонстрируя мужчинам то, чего они на самом деле жаждут (как бы ни были романтичны их попытки выразить себя в поэзии, музыке или искусстве). В этих работах художник Салахова позволяет себе прямолинейный жест. «Хабиби» по-арабски означает «возлюбленная/возлюбленный» – и для Айдан (чей европейский ум и образование сочетаются с восточным происхождением и темпераментом) любить, и быть любимой всегда было главной движущей силой ее искусства. Как прекрасно выразила это знаменитая суфийская поэтесса Рабия аль-Адавия «Как смогу я вынести другой мир, не видя твоего лица?».

Сергей Хрипун